К чему дорога, если она не ведет к храму?.. (с)
В какой-то момент я с нарастающим ужасом начала осознавать, что разучилась выражать свои мысли – на бумаге. Нет, скорее не разучилась, просто стало странно-непривычно что-то (кроме бездушных лекций) – от руки писать...
Не думала я, что когда-нибудь идея предпочесть согретой теплом рук ручке, бумаге холодные немые квадратики клавиатуры будет казаться – разумной, да что там – вообще допустимой! Что – удобней станет, упираясь глазами в неотзывчивый монитор, писать – туда, в него, отдавать ему – свои измышления.
Мне вдруг показалось ясно, что я будто слепо перешагнула какую-то негласную границу, не заметила этого, и теперь глаза открыла уже – в другом мире. И страшно стало – что назад не вернусь.
Страшно? Да отчего же так не понравилась мне резанувшая мысль о том, что превращаюсь я – в компьютерного писаку? Будто уступаю чему-то, неведомому, покорно отходя в сторону – чему?! Мстится даже будто – предаю что-то, кого-то – не знаю! Что? Кого?
И вот, мне, согбенной над потрепанными листами тетради, наконец, явился призрак разгадки. Всегда донимал меня этот непонятный вопрос «почему?» - наверное, Шекспир в том виноват со своим Гамлетом…
Предаю – не больше, не меньше – целую эпоху. Каждое поколение находит как-нибудь себя назвать. Когда-то были – «рожденные революцией». «Дети цветов»…
А вот кто же – мы? Сегодняшние студенты, предпервокурсники и еще не забывшие университетской скамьи – те, кто составляет сейчас прослойку называемых – молодежью (хотя это слово слишком субъективно – для бабушек поколение моих родителей тоже - молодежь…).
Рожденные на стыке веков, да даже не столько это, но – в переломе системы, той самой, которая воспитала наших родителей и дедов. Перекресток семи дорог, если хотите.
Малолетних, государство хотело учить нас жить в одном обществе, а вырастать же довелось – в другом. Бедные учителя, они не знали, что с нами делать! Вся школа тогдашняя, вся учеба вышла – двоякая, не совсем понимающая, что же теперь мы строим – коммунизм или что-то еще? Мы в высшей мере зависели тогда от наших учителей, от того, как они мыслили теперь Россию, чего хотели для нее и что ненавидели.
Как в умирающем теле – не бьется сердце, не гонит по жилам кровь – а клетки еще некоторое время продолжают функционировать, жить – так и нам выпало питаться остатками того, что некогда гордо именовалось – социализмом, слово, в дни нашего уже взросления ставшее едва не ругательством.
Но как не крути, нам все-таки выпало выбирать – к кому принадлежим? Не очень-то разборчивая рука 91 года вытолкнула нас к Илья-муромскому камню, от которого идут тысячи дорог, но, если внимательно присмотреться – всего два направления. Назад, к старому, родительскому или – вперед.
Куда бы не пошли, кем бы не остались или кем бы не стали мы – всегда наше поколение будет – иным, а мы – иными (нет, «Ночной дозор» здесь совсем не причем, не радуйтесь...). Мы всегда будем считаться – полукровками. Мы будем – что для немецких фашистов были литовцы и украинцы. Не «истинными арийцами», испорченными...
Что-то такое есть промежуточное в нас, чего нет уже – в нынешних школьниках (исключая старшие классы). Наверное, что-то схожее хотела сказать мне бывшая моя учительница географии, когда мне случилось зайти в свою школу. Она сказала – дети нынче совсем не те, что вы были. Не такие, как вы. И виделось в ее глазах, что она это сказала не для красного словца (всегда перед учителями бывшие ученики лучше теперешних).
Потому что, кто-то из нас, может быть, еще успел поглазеть на Красную площадь с плечей своих отцов в первомайские праздники. Может быть, даже учили когда-то счастливо-приторные стихи о нашей советской родине. Носили в младших классах школьную форму и могли позволить себе – гордиться этим. (сейчас все повально против формы бунтуют, не бунтовать значит – прослыть слабым, зависимым – хотя учителям на это наплевать, кажется, скоро и в нашей школе введут форму. А мы засекли тот промежуток времени, когда никто формы не стыдился). Мы видели еще краешком глаза ветеранов Великой Войны не такими безвозвратно потерянными, просящими милостыню в метро, а – улыбающимися и гордыми – не только единожды в году, когда о них смилостивились вспомнить!
И все же мы в этом переломе были - дети. А дети, они на то и дети, что – все впитывают, как губки, перестраиваются, им этот перелом – не тяжек, они еще его не знают даже, просто – живут. И – учатся, всему что видят - учатся. Так и мы – научились. Но что-то все-таки – не искоренить из нас (впрочем, для справедливости надо сказать – не из всех. Тому доказательства похаживают в моем университете…)
Многое в нас – не так, и новая эра вряд ли нам это простит… Хотя со стороны мы и являемся ее детьми тоже – детьми информационного общества. Только скорее – приемышами…
Как мы жить-то будем в набирающем обороты информационном обществе?! В обществе, где романтика (ну например пойти встречать рассвет просто потому что гладиолус!) считается уделом, по меньшей мере, скудоумных. Где писать и отправлять почтой письма – будет считаться «нерациональной тратой времени». Где желание делать деньги становится - самоцелью. «А как иначе?» - услышим удивленный возглас этих самых «детей информационного общества» лет так через десять-двадцать (а то ведь – и сейчас аукается…). «А как же иначе?» скажут нам, тараща накрашенные глаза, по-строгому бесстыдно одетые молоденькие бизнес-леди. Они иначе как – знать может, и будут, но, рассмеявшись жалким подобием смеха Настасьи Филипповны, скажут: «Ну это там, в романах!»
Кем станем мы в этом одномерном мире, перерабатывающем оппозицию, как желудок пищу – она и не уничтожена совсем, но годится только на удобрение почвы (да и то – годится ли? Не перестанет ли после нее земля – плоды родить?)
Словно сговорившись, разом, один за другим, обрушились на мой компьютер монголо-татарские – не выгонишь так просто! - вирусы, и эти устойчивые неполадки с Интернетом обратили меня обратно – к бумаге, к ручке, настольной лампе. И хотя очень не хватает мне теперь @дневников и @дневниковцев, все же я могу сказать – слава Богу, что так случилось! Не будь этих вирусов – не было бы и этих мыслей..
Я не проклинаю компьютеры и Интернет вместе взятые, нет! (а вы не заметили, что Word каждый раз исправляет это слово, прописывая его – с заглавной буквы? Не интернет, а непременно – Интернет! А Господь ему почему-то не хочется с заглавной буквы начать – не положено...) Я не призываю тотчас же вышвырнуть клавиатуру в окно – (в знак протеста!). Я вообще ни к чему не призываю. А просто пытаюсь – размышлять. О том, к чему мы идем-топаем.
Все эти мысли о бумажном письме – лишь самая верхушка айсберга, лишь – один-единственный пример. Вот такой вот странный страх перед всеобщей компьютеризацией, которая глядишь и заберет то, что раньше было для нас значимым.
Не думала я, что когда-нибудь идея предпочесть согретой теплом рук ручке, бумаге холодные немые квадратики клавиатуры будет казаться – разумной, да что там – вообще допустимой! Что – удобней станет, упираясь глазами в неотзывчивый монитор, писать – туда, в него, отдавать ему – свои измышления.
Мне вдруг показалось ясно, что я будто слепо перешагнула какую-то негласную границу, не заметила этого, и теперь глаза открыла уже – в другом мире. И страшно стало – что назад не вернусь.
Страшно? Да отчего же так не понравилась мне резанувшая мысль о том, что превращаюсь я – в компьютерного писаку? Будто уступаю чему-то, неведомому, покорно отходя в сторону – чему?! Мстится даже будто – предаю что-то, кого-то – не знаю! Что? Кого?
И вот, мне, согбенной над потрепанными листами тетради, наконец, явился призрак разгадки. Всегда донимал меня этот непонятный вопрос «почему?» - наверное, Шекспир в том виноват со своим Гамлетом…
Предаю – не больше, не меньше – целую эпоху. Каждое поколение находит как-нибудь себя назвать. Когда-то были – «рожденные революцией». «Дети цветов»…
А вот кто же – мы? Сегодняшние студенты, предпервокурсники и еще не забывшие университетской скамьи – те, кто составляет сейчас прослойку называемых – молодежью (хотя это слово слишком субъективно – для бабушек поколение моих родителей тоже - молодежь…).
Рожденные на стыке веков, да даже не столько это, но – в переломе системы, той самой, которая воспитала наших родителей и дедов. Перекресток семи дорог, если хотите.
Малолетних, государство хотело учить нас жить в одном обществе, а вырастать же довелось – в другом. Бедные учителя, они не знали, что с нами делать! Вся школа тогдашняя, вся учеба вышла – двоякая, не совсем понимающая, что же теперь мы строим – коммунизм или что-то еще? Мы в высшей мере зависели тогда от наших учителей, от того, как они мыслили теперь Россию, чего хотели для нее и что ненавидели.
Как в умирающем теле – не бьется сердце, не гонит по жилам кровь – а клетки еще некоторое время продолжают функционировать, жить – так и нам выпало питаться остатками того, что некогда гордо именовалось – социализмом, слово, в дни нашего уже взросления ставшее едва не ругательством.
Но как не крути, нам все-таки выпало выбирать – к кому принадлежим? Не очень-то разборчивая рука 91 года вытолкнула нас к Илья-муромскому камню, от которого идут тысячи дорог, но, если внимательно присмотреться – всего два направления. Назад, к старому, родительскому или – вперед.
Куда бы не пошли, кем бы не остались или кем бы не стали мы – всегда наше поколение будет – иным, а мы – иными (нет, «Ночной дозор» здесь совсем не причем, не радуйтесь...). Мы всегда будем считаться – полукровками. Мы будем – что для немецких фашистов были литовцы и украинцы. Не «истинными арийцами», испорченными...
Что-то такое есть промежуточное в нас, чего нет уже – в нынешних школьниках (исключая старшие классы). Наверное, что-то схожее хотела сказать мне бывшая моя учительница географии, когда мне случилось зайти в свою школу. Она сказала – дети нынче совсем не те, что вы были. Не такие, как вы. И виделось в ее глазах, что она это сказала не для красного словца (всегда перед учителями бывшие ученики лучше теперешних).
Потому что, кто-то из нас, может быть, еще успел поглазеть на Красную площадь с плечей своих отцов в первомайские праздники. Может быть, даже учили когда-то счастливо-приторные стихи о нашей советской родине. Носили в младших классах школьную форму и могли позволить себе – гордиться этим. (сейчас все повально против формы бунтуют, не бунтовать значит – прослыть слабым, зависимым – хотя учителям на это наплевать, кажется, скоро и в нашей школе введут форму. А мы засекли тот промежуток времени, когда никто формы не стыдился). Мы видели еще краешком глаза ветеранов Великой Войны не такими безвозвратно потерянными, просящими милостыню в метро, а – улыбающимися и гордыми – не только единожды в году, когда о них смилостивились вспомнить!
И все же мы в этом переломе были - дети. А дети, они на то и дети, что – все впитывают, как губки, перестраиваются, им этот перелом – не тяжек, они еще его не знают даже, просто – живут. И – учатся, всему что видят - учатся. Так и мы – научились. Но что-то все-таки – не искоренить из нас (впрочем, для справедливости надо сказать – не из всех. Тому доказательства похаживают в моем университете…)
Многое в нас – не так, и новая эра вряд ли нам это простит… Хотя со стороны мы и являемся ее детьми тоже – детьми информационного общества. Только скорее – приемышами…
Как мы жить-то будем в набирающем обороты информационном обществе?! В обществе, где романтика (ну например пойти встречать рассвет просто потому что гладиолус!) считается уделом, по меньшей мере, скудоумных. Где писать и отправлять почтой письма – будет считаться «нерациональной тратой времени». Где желание делать деньги становится - самоцелью. «А как иначе?» - услышим удивленный возглас этих самых «детей информационного общества» лет так через десять-двадцать (а то ведь – и сейчас аукается…). «А как же иначе?» скажут нам, тараща накрашенные глаза, по-строгому бесстыдно одетые молоденькие бизнес-леди. Они иначе как – знать может, и будут, но, рассмеявшись жалким подобием смеха Настасьи Филипповны, скажут: «Ну это там, в романах!»
Кем станем мы в этом одномерном мире, перерабатывающем оппозицию, как желудок пищу – она и не уничтожена совсем, но годится только на удобрение почвы (да и то – годится ли? Не перестанет ли после нее земля – плоды родить?)
Словно сговорившись, разом, один за другим, обрушились на мой компьютер монголо-татарские – не выгонишь так просто! - вирусы, и эти устойчивые неполадки с Интернетом обратили меня обратно – к бумаге, к ручке, настольной лампе. И хотя очень не хватает мне теперь @дневников и @дневниковцев, все же я могу сказать – слава Богу, что так случилось! Не будь этих вирусов – не было бы и этих мыслей..
Я не проклинаю компьютеры и Интернет вместе взятые, нет! (а вы не заметили, что Word каждый раз исправляет это слово, прописывая его – с заглавной буквы? Не интернет, а непременно – Интернет! А Господь ему почему-то не хочется с заглавной буквы начать – не положено...) Я не призываю тотчас же вышвырнуть клавиатуру в окно – (в знак протеста!). Я вообще ни к чему не призываю. А просто пытаюсь – размышлять. О том, к чему мы идем-топаем.
Все эти мысли о бумажном письме – лишь самая верхушка айсберга, лишь – один-единственный пример. Вот такой вот странный страх перед всеобщей компьютеризацией, которая глядишь и заберет то, что раньше было для нас значимым.
Информационный век не лучше и не хуже любого другого, но в каждую эпоху находятся те, кто убежден, что "раньше было лучше". Трава зеленее и так далее. Но нам - о чем жалеть? Мы свободны выбирать себе все - от одежды до веры, от места работы до спутника жизни. Многим ли, во многие ли времена доставалась такая роскошь? И, пожалуйста, не надо стричь под одну гребенку все поколение. Все люди разные. И слава Богу, что есть место в обществе и бизнес-леди, и хоббиту-романтику, и пэтэушнику с националистическими взглядами. Ведь все равны перед законом, перед Господом и в бане 8)
Я прекрасно помню всю "советскую действителность" с её положительными и отрицательными сторонами. К слову сказать, вторых было неизмеримо больше. Потому, что это все было сделано искусственно. Делать деньги так же нормально, как и уважать ветеранов. Вот только (и не обязательно в этой стране) очень сложно так соблюсти баланс между этим, чтобы ни один компонент не отвалился.
Я спокойно иду встречать рассвет, особенно на даче, где он так красив. И на сонный вопрос папа "Ты куда?", отвечаю - "Созерцать природу"
Провожу пол-часа на остановке, любуясь сильным снегопадом - и для меня не имеет значения, с каким чувством люди пялятся на застывшую фигуру на краю тротуара.
Никуда она ничего не заберет, покуда ты будешь знать свои приоритеты:о))
Катерина, ты не уловила того, что я здесь сказать хотела. Это ни в коем случае не ностальгия по советским временам. Заметь, я не выносила абсолютных оценок: тогда - хорошо было, сейчас - плохо..
Это попытка определить, что есть наше поколение, и чем оно отличается от предыдущего и - будущего. Если хочешь, это - гипотеза, потому что я думаю отличия все-таки существуют. И что-то в нашем поколении есть, чего нету в других..
Я говорила о том, что нам выпало жить в двух временах - неужто это могло остатся незамеченным? Неужто нету разницы между теми, для кто в детстве не знал, что такое компьютер (а что это такое? не было такого!) и теми, кто на играх компьютерных - вырос? (и компьютер у меня тут всплывает не как символ мирового зла, а просто как самый ярким и потому удачный пример..) Детство всегда налагает свой отпечаток на всю жизнь человеческую. А насколько это в нас проявляется - зависит от нас самих. Кто-то так может влиться в среду, приспособиться, что и не угадаешь, что было в нем что-то "промежуточное", что-то от старого времени..
А насчет стрижки под одну гребенку.. Мне ли, проучившейся на социологии вот уже почти два с половиной года, не знать, что люди - разные, даже в одном поколении, в одной социальной группе? (Ох, как же я здесь не хотела обращаться к "профессиональным" терминам..=)
Но у той же бизнес-леди какого-нибудь 2020 года мозги будут повернуты иначе, чем у бизнес-леди теперешней. =)
Хотя из любого правила бывают исключения. Но исключения лишь подтверждают правило..
Да я как бы про будущие времена говорила так.. =) Сейчас-то как раз и остались - романтики, пишущие бумажные писмьма (иногда вовсе не для романтики, а потому что - иначе никак не связаться с человеком!) и встречающие рассвет, чтобы "созерцать природу".. Это как раз и есть "половинчатое" поколение.
А вот дальше-то - останутся такие? И будет ли баланс между такими компонентами (опять этот противный и мертвый теоретический язык..), как уважение к ветеранам и желание делать деньги?
спокойно иду встречать рассвет, особенно на даче, где он так красив. И на сонный вопрос папа "Ты куда?", отвечаю - "Созерцать природу"
Провожу пол-часа на остановке, любуясь сильным снегопадом - и для меня не имеет значения, с каким чувством люди пялятся на застывшую фигуру на краю тротуара.
Улыбаюсь и думаю - а так ли будут вести себя "товарищи" (как-то не поворачивается язык сказать - господа), которые народились в 2000 году? Народятся - еще позже? И что-то мне смутно подсказывает, что все-таки - нет..
А страх такой "окомпьютерится" (во завернула?) - это верно, только у меня, мое личная, единственая паранойя, которая подтолкнула меня заглянуть глубже. Результат чего и явился в дневниковской моей вчерашней записи...
Я вот себя поймала на том, что сижу и боюсь Нового Года, впервые со мной такое. Словно придется перевернуть лист. И если уж вспоминать про неодинаковость людей, то все же мотивации у всех одинаковые как ни крути. Ни без крыши, еды, людей никто не проживет. Другое дело, что люди будущего уже не будут знать что бывают "другие крыши", и "другая еда"... и "другие люди". Где посажено, там и выросло.
Как это - ничего не надо было писать? Надо, надо непременно!
И спасибо, что отозвалась. Ты меня поняла. =)
глотнувшее свободы-
недоразумение,
странное,уродливое,
крови не глотнувшее,
в тюрьмах не распятое,
Богом позабытое,
Дьяволом проклятое.
наше поколение...
(с) Ника
Как верно..
Стало быть, если так, я и сама пойму что "клавиатурный страх" мой - пустой. Но все-таки пока он меня не спешит покидать. Как и убеждение в какой-то почти полумифической двойственности нашего поколения.
вот-вот.. а когда вырастем, молодые поколения будут упрекать: что это вы - Союз развалили, а бардак разгрести не сумели? Эх, непрогрессивные, а вот мы!..
а так всегда - легче упростить все, и сразу станет ясно, кто виноват и кого надо бить (а бить-то кого-то - надо! враги - всегда нужны!)
Враги конечно нужны...
Русских винят потому, что РСФСР была типа "главной" республикой и столица была в москве...
Печально, но то, что мы враги - они помнят, а то что Россия приняла на себя весь международный долг, что после развала к нам перестали поступать средства от республик в то время как в республики дотации поступали, что все производство и промышленность сделали русские, не помнит никто.
Никто имеется ввиду в государственном масштабе. Простое население (Опять же - не все, но много) русских помнит с хорошей стороны.
Особенно это видно В Восточной Украине, Белоруссии, Таджикистане где стоят наши войска - Пянж охраняют, и в Казахстане - Байконур...
в конце концов все предсказуемо, империи собранные силком долго не живут... одна надежда - на ЕС, посмотрим куда их путь их заведет...