К чему дорога, если она не ведет к храму?.. (с)
Герберт Маркузе "Одномерный человек"
...за пределами же академической сферы "далеко идущие изменения во всех наших мыслительных привычках" еще более серьезны. Они служат координированию любых идей и целей с идеями и целями, угодными системе, встраивая их в эту систему и оттограя те их них, которые не поддаются приспособлению к ней. Царство подобного дономерного общества не означает господства материализма и отмирания спиритуалистических, метафизических и богемных установок. Напротив, можно видеть огромное число их своеобразных форм: "Молимся вместе на этой неделе", "Давайте обратимся к Богу", дзэн, экзистенциализм, битничество и т.п. Однако такие формы протеста и трансцендирования перестали быть негативными и уже не приходят в противоречие со status quo. Скорее они являются церемониальной частью бихевиоризма, его безвредным отрицанием, и status quo легко переваривает их, как часть своей оздоровительной диеты...
...за пределами же академической сферы "далеко идущие изменения во всех наших мыслительных привычках" еще более серьезны. Они служат координированию любых идей и целей с идеями и целями, угодными системе, встраивая их в эту систему и оттограя те их них, которые не поддаются приспособлению к ней. Царство подобного дономерного общества не означает господства материализма и отмирания спиритуалистических, метафизических и богемных установок. Напротив, можно видеть огромное число их своеобразных форм: "Молимся вместе на этой неделе", "Давайте обратимся к Богу", дзэн, экзистенциализм, битничество и т.п. Однако такие формы протеста и трансцендирования перестали быть негативными и уже не приходят в противоречие со status quo. Скорее они являются церемониальной частью бихевиоризма, его безвредным отрицанием, и status quo легко переваривает их, как часть своей оздоровительной диеты...
Отторжение, ощущение чуждого, почти враждебного - от всех разговоров о пользе Великого поста и вообще постов для здоровья. Более того - тот факт, что действительно воздержание от пищи хорошо сказывается на желудке и всем организме - ощущается как факт едва ли не постыдный, который не афишироваться надо, а - скрывать, замалчивать!
"Братья, пост в пустыне на 40 дней - очень полезен для вашего здоровья, желудка, печени, сердца, укрепляет тонус, выводит шлаки. Акриды нормализуют давление. Дикий мед хорош для тех, у кого гастрит".
Как подобное рассуждение представить возможным два тысячелетия назад?!
Как представить, что первые христиане - [люди, о которых мы всегда вспоминаем, как о реальном воплощении того, чем мы должны были оставаться, нося - то же имя] - рассуждали с широкой улыбкой о приятности постных блюд? Но ведь - нонсенс же..
Разговоры в утренних ток-шоу о "приятном посте" - как весь мир с ног на голову.
Постом блюда становятся разнообразнее и вкуснее - да ведь над этой нелогичностью задуматься бы! Это так-то (брюссельской капустой и кальмарами) - "умерщвляется плоть"?!
И хотя до умерщвления плоти нам далеко (и сразу - почему? Почему так стало дико даже само выражение это - ведь не дико же было оно нашим предкам?), но - даже ведь не заводиться об этом речь, как будто из боязни отпугнуть христиан и - в большем количестве - "сочувствующих", понудить поневоле отказаться от строгого воздержания в пище как одной из составляющих постного подвига..
Мы делаемся похожи на человека, который кричит в спину уходящему - "Ну вернись! Попостись, чего тебе стоит? Это же так вкусно, а как полезно!"
Он-то вернется, только - для чего?
Г.К. Честертон "Возвращение Дон Кихота"
- Я понимаю, что он говорит, - угрюмо сказал Брейнтри. - Но он не прав. Мистер Херн, неужели вы сами в это верите? Почему вы называете здоровыми ваши средние века?
- Потому, - отвечал Херн, - что в них была правда, а вы погрязли во лжи. Я не думаю, что тогда не было греха и страданий. Я только думаю, что и грех, и страдания так и называли. Вы вечно толкуете о деспотах и вассалах, но ведь и у вас есть насилие, и неравенство, только вы не смеете назвать их по имени. Вы защищаете их, давая им другие имена...(..).. когда вы хотите подольститься к рабочему или крестьянину, вы зовете его джентльменом, хотя это то же самое, что назвать его виконтом. Когда вы хотите подольститься к виконту, вы хвалите его за то, что он обходиться без титула. Вы оставляете миллионеру миллионы и хвалите его за простоту... Вы терпите священников, когда они на священников не похожи, и бодро заверяете нас, что они могут играть в крикет..(..).. все существует лишь потому, что само себя не признает..
- Я понимаю, что он говорит, - угрюмо сказал Брейнтри. - Но он не прав. Мистер Херн, неужели вы сами в это верите? Почему вы называете здоровыми ваши средние века?
- Потому, - отвечал Херн, - что в них была правда, а вы погрязли во лжи. Я не думаю, что тогда не было греха и страданий. Я только думаю, что и грех, и страдания так и называли. Вы вечно толкуете о деспотах и вассалах, но ведь и у вас есть насилие, и неравенство, только вы не смеете назвать их по имени. Вы защищаете их, давая им другие имена...(..).. когда вы хотите подольститься к рабочему или крестьянину, вы зовете его джентльменом, хотя это то же самое, что назвать его виконтом. Когда вы хотите подольститься к виконту, вы хвалите его за то, что он обходиться без титула. Вы оставляете миллионеру миллионы и хвалите его за простоту... Вы терпите священников, когда они на священников не похожи, и бодро заверяете нас, что они могут играть в крикет..(..).. все существует лишь потому, что само себя не признает..
Когда станут называть вещи своими именами. Пост - постом, диету - диетой, котлету (несмотря на ее темное соевое прошлое) - котлетой..
Аскетическим постом всегда христиане утверждали принцип "не хлебом единым жив человек", тогда как теперь и веками до нас и еще сколько будет стоять земля вся цивилизация во главе с ее князем утверждает обратное - нет, дорогой, хлебом ты только и жив! Здоровье прежде всего! Земной мир, его пища - твоя жизнь!
...бабушка, которая и настояла когда-то на моем и сестрином крещении в 91-м году, говорит - "только сильно не поститесь, здоровье - самое главное, вот когда его не будет поймете" - и мне больно так, будто дерут спину крючьями. Ведь она, а и мы вслед за ней, повторяем дьявольскую колыбельную - "Хлебом единым жив человек"!..
...из проповеди в предтеченском храме: "Приходили утром журналисты, интервью брать, и сразу предупредили, поставив на паузу камеру: "Вы нам только не говорите ничего такого заумного, про духовность... Вы вот говорите: что можно есть, чего нельзя - нам этого хватит"". Вот и все - хватит! Чего вы тут еще лезете со своим духом?
Митрополит Антоний Сурожский
"В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить.."
"В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить.."
..время, когда можно - свергнуть то, что, взяв имя привычки, победоносно восседало на нашей шее. Время, когда становится возможен покаянием - подвиг. Чистота. Цельность. Неразлеченная молитивенность.
Все забываемое. На что уже не смели надеяться. На что сил не хватало раньше.
На 50 дней мы - отвоевываем захваченные плацдармы (удержим ли, зависит от нас). Карабкаемся на Голгофу.
И... - вчитываясь до косоглазия в упаковки печенья (есть маргарин, нет?), забываем глаза поднять - на Крест?!
Отучают нас думать те, кому выгодно. Отправляют в путь, развернув в обратку все указатели. "Благодать Божия", "несение креста", "истончение плоти" делают поэтической метафорой, не несущей в себе - ничего, пустоту. А мы? Схватываем на лету, верим! И вот - набираем карманы фантиками..
Верим, что приятен пост - потому что картошка с грибами действительно вкуснее перехваченного на ходу бутерброда c колбасой.
Но послушав Великий Канон - нельзя этому верить, нельзя не знать, что ложь, а что правда.
Александр Шмеман. Что такое пост в наши дни?
Однако только пост может осуществить это преобразование, дать нам существенное доказательство того, что наша зависимость от пищи и материи не окончательна, не абсолютна и что в соединении с молитвой, благодатью и служением Богу эта зависимость сама хочет стать духовной. Все это означает, что понятый по-настоящему, в истинном своем значении, пост есть единственное средство восстановления в человеке его подлинной природы. Это не теоретический, а практический и реальный вызов великому Лжецу, убедившему нас в том, что мы зависим от одного хлеба, и построившему все человеческое знание, науку и существование на этой лжи. Пост изобличает эту ложь. В высшей степени знаменательно, что Христос встретил Сатану в то время, когда Он постился, и что позднее Он сказал, что победить Сатану можно "только молитвою и постом". Пост — настоящая борьба против Дьявола, это вызов всеобъемлющему закону, делающему дьявола "князем мира сего". Если человек голоден, но понимает, что он действительно может не зависеть от этого голода, не погибнуть от него, а наоборот обратить его в источник духовной власти и победы, тогда ничего не останется от той великой лжи, в которой мы живем со времен Адама.
Как далеко ушли мы от нашего обычного понимания поста как простой перемены диеты, от рассуждений о том, что разрешается постом и что запрещено, от всего этого поверхностного лицемерия! Ибо, в конечном счете, пост состоит в одном: в том, чтобы испытать голод, алкать, и это значит — достичь предела той жизни в нас, что зависит всецело от пищи, и, взалкав, открыть, что эта зависимость не есть последняя истина о человеке, что сам голод есть, прежде всего, духовное состояние и что на последней глубине своей он есть алкание Бога.
http://www.metropolit-anthony.orc.ru/soul_put/put_1.htm
http://www.pravmir.ru/article_1773.html
Леди, вы бесстрашный воин!
И боле того - рыцарь
-------------------------------------
Поэтому Вас, как воина Христова, каковыми мы все являемся, с профессиональным праздником!
Что же, и вас с днем защитников Отечества, сэр.. эээ.. леди Анастасия! (и почему не существовало женский рыцарских орденов?!)
F r i d a
Может и так. Вот я и тренируюсь в объяснениях. =) Завтра, боюсь, придется воспроизвести их в реале - а я так этого не люблю. Вообще всякого рода "нравоучений". Дневник страшно спасает от невысказанности.
На мой взгляд само то, что тема живет, обсуждается, крутится, каждым на свой лад перемалывается - уже хорошо. Пусть те, кто думает, что пост - это диета, обсуждают, как это полезно.
Не знаю, вот насчет этого мне думается - лучше уж не обсуждать совсем, чем обсуждать несерьезно. Того ведь и добились - вера, Церковь, христианство в целом перестали серьезно восприниматься - при этом некая иллюзия "приобщенности" остается. То есть человек остается спокоен - ему комфортно, и ничего большего ему не надо. И как трудно его вывести из этого status quo!
Тут дело еще в том, что у Церкви нет монополии на обсуждение вопросов связанных с ней самой. Церковь живет и являет себя делами, а обсуждать - это дело остальных. Как и христиане. Спрашивают - ответьте правду, не скрывая. Не спрашивают - не навязывайтесь, не будьте людям в осуждение...
Как-то так. Все равно ведь будут обсуждать. Лучше особенно усматривать в этом положительное, потому что изменить нельзя.
Если есть "приобщенность", есть надежда, что возникнет живой интерес, а за ним и настоящая вера.
Согласен.
«голод есть, прежде всего, духовное состояние и что на последней глубине своей он есть алкание Бога».
Так и есть...
Если есть "приобщенность", есть надежда, что возникнет живой интерес, а за ним и настоящая вера.
Есть и равная вероятность, что примут эту совокупность сплетен и запретов, репортажей СМИ и пасхальных открыток за "настоящее" Православие, и успокоившись этим, так и останутся вне Церкви.
Что тут вероятней - вопрос риторический. Поскольку я вижу последнее чаще первого, то более склонна к пессимизму в этом вопросе. =)
«голод есть, прежде всего, духовное состояние и что на последней глубине своей он есть алкание Бога». Так и есть...
Не перестаю удивляться, как тот же Александр Шмеман, в простых словах высказывает, высвобождая, простые истины - то, что было уже знаемо на глубине души, но только быв сказано другим человеком, обретает "имя действия", по Гамлету, и изумляешься - да, точно так и есть.. =)
это просто замечательно. спасибо!!